25 апреля 2017, года ушел в Бесмертный полк ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА 1941-1945, генерал-майор авиации ЧЕРНЕНКО Василий Иванович

Previous Next

( О дате месте и времени похорон сообщу позднее) НАСТОЯЩИЕ ГЕРОИ УХОДЯТ ОТ НАС ...

Василий Иванович родился 1 января 1921 года в селе Александровка ныне Азовского района Ростовской области в семье крестьянина. Жил на хуторе Валуево Мясниковского района Ростовской области. Окончил среднюю школу в слободе Советка Неклиновского района той же области. Работал монтёром на Ростовском центральном телеграфе. Окончил аэроклуб.

 

В Военно-морском флоте с 1939 года. В 1941 году окончил Ейское военно-морское авиационное училище и был направлен в 1-й учебный запасной авиационный полк Военно-морского флота. В ноябре того же года Черненко направлен в действующую армию лётчиком 5-го истребительного (с января 1942 года – 3-й гвардейского) авиационного полка 61-й истребительной авиационной бригады Военно-воздушных сил Балтийского флота. Выполнял боевые задания по охране Дороги жизни, по которой велось снабжение блокадного Ленинграда (ныне – Санкт-Петербург), сопровождению бомбардировщиков и штурмовиков, прикрытию наземных войск Ленинградского и Волховского фронтов. Кроме того зарекомендовал себя отличным разведчиком.

 

Вспоминает Черненко Василий Иванович:
«С конца ноября 1941 года я воевал на Ленинградском и Волховском фронтах. Начал войну с Ладожского озера и закончил островом Борнхольм в Балтийском море. Когда Ленинград был в блокаде, мы охраняли Дорогу Жизни, которая шла по Ладожскому озеру. Её оборона являлась основным звеном в нашей боевых действиях.

 

Однажды, когда мы вылетели на перехват группы бомбардировщиков Ju-88, мой ведущий был атакован истребителем противника. Я этот истребитель отбил и начал преследование. Но в это время сзади на меня зашёл Ме-109 и открыл огонь. В результате у меня были пробиты элероны, руль высоты и руль поворота. Самолёт стал неуправляемым. Ни вверх, ни вниз, ни вправо, ни влево повернуть было нельзя. Я находился над Ладожским озером, что делать?
В кабине появился запах гари из мотора. Я готовился прыгать с парашютом, но прыгать в октябре месяце, в воду? Это бесполезно! Стал управлять самолётом с помощью ручки газа. Добавил газу - самолёт пошёл вверх, убавил - вниз. Один элерон справа работал и таким образом можно было повернуть вправо, а продолжая делать разворот, и влево. Дошёл до аэродрома. Первая посадка не получилась, сел со второго раза. Все удивлялись, что удалось долететь и сесть. Через неделю самолёт отремонтировали...»

 

«Врезался в память и ещё один из полётов – вспоминает Василий Иванович- Запомнилась лобовая атака "Фокке - Вульфа". Мы дежурили с лётчиком Островским, моим ведомым. Со стороны Финляндии к нам часто прилетал немецкий охотник, видно, опытный. Всегда, когда наши штурмовики возвращались с выполнения задания, немец подстерегал отстающих и сбивал.
И вот, когда мне дали команду прикрыть Ил-2 идущие с задания, я вылетел с Островским встретить своих. Смотрю - позади штурмовиков летит самолёт. Видимо, наш Ил-2 отстал, и догоняет своих. Думаю, надо ему помочь. Подхожу, смотрю, самолёт несколько похож на Ил-2, тоже горбатый, но со свастикой!

 

Мы его догнали, а немец сбросил газ, и я оказался в невыгодном положении, потому что проскочил его. Решил сделать левый разворот, а "Фокке - Вульф" делал как раз правый. "Василий Иванович, не надо!", - закричал Островский, когда понял что я иду в лобовую атаку. Но решение было принято, мы пошли друг на друга и открыли огонь. Разошлись метрах в пяти - семи. Немец пошёл со снижением и приземлился на воду. Я тоже был подбит. При заходе на посадку правая нога не вышла. Потом оказалось, что пробит воздушный цилиндр. Пришлось делать посадку на одной ноге...»

 

5 сентября 1942 года, когда в неравном бою командиру группы грозила гибель, Черненко бросился ему на помощь. Выручив командира, он сам оказался под огнём. Его машина была подбита. Однако он сумел привести повреждённый самолёт на свой аэродром.

 

В январе 1943 года назначен командиром звена. В июле того же года с острова Лавенсари (ныне – остров Мощный) В.И. Черненко вёл воздушную разведку военно-морских баз и плавательных средств противника, совершая по 2-3 вылета в день. Одновременно с разведывательными полётами он вылетал на отражение вражеских налётов, сопровождение бомбардировщиков и на перехват самолётов противника.
В период боёв по снятию блокады Ленинграда и освобождению Ленинградской области он по 5-6 раз в день водил своё звено на боевые задания.

 

В марте 1944 года его шестёрка сбила двадцать один самолёт противника, не потеряв при этом ни одного своего.

 

30 мая 1944 года шестёрка Ла-5, ведомая гвардии старшим лейтенантом В.И. Черненко вела патрулирование над своими войсками в районе Нарвы. Вступил в бой с вражеской группой из 20 бомбардировщиков под прикрытием 12 истребителей. В ходе боя наши лётчики сбили пять истребителей FW-190 и два бомбардировщика противника, не допустив их к охраняемому объекту. Сами потерь не имели.

 

1 июня 1944 года шесть торпедных катеров под командованием Героя Советского Союза капитана 3-го ранга С. А. Осипова, прикрываемые четвёркой Ла-5, вышли из бухты Лавенсари на свободную охоту. Вскоре наблюдатели заметили большую группу вражеских кораблей. В результате стремительной атаки было потоплено несколько судов. Противник вызвал на помощь авиацию. Но группа воздушного прикрытия, возглавляемая гвардии старшими лейтенантом В.И. Черненко, несмотря на численное превосходство врага, сумело сковать истребители противника. В результате, торпедные катера блестяще выполнили свою задачу, а лётчики-истребители пополнили свой боевой счёт ещё несколькими сбитыми вражескими самолётами.

 

Командир звена 3-го гвардейского истребительного авиационного полка гвардии старший лейтенант Черненко к июлю 1944 года совершил 235 боевых вылетов. В 37 воздушных боях лично сбил 12 и в группе 8 самолётов противника. Среди сбитых им врагов был свободный охотник на самолёте с нашими опознавательными знаками. Он сбил его в лобовой атаке. Прикрывая ведущих, Черненко дал им возможность сбить шестнадцать немецких машин.

 

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные при этом мужество и героизм, гвардии старшему лейтенанту Черненко Василию Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

 

В июле 1944 года В.И. Черненко назначен командиром эскадрильи. Последний боевой вылет он совершил 9 мая 1945 года при высадке советского десанта на остров Борнхольм (Дания) и атаке по уходящим вражеским судам.

 

Черненко Василий Иванович так вспоминает о Дне Победы:
«9 мая 1945 года мы выстроили свои самолёты, зарядили их боеприпасами, и как следует отсалютовали !..»
Всего во время Великой Отечественной войны Черненко совершил 321 боевой вылет, сбил лично 14 и в группе 10 самолётов противника, нанёс врагу большой урон бомбоштурмовыми ударами, неоднократно добывал ценные сведения в ходе разведывательных полётов.

 

Награждён орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в ВС СССР» 3-й степени, медалями.
После войны продолжал службу в Военно-воздушных силах. В 1956 году окончил Военно-воздушную академию, в 1963 году - Военную академию Генерального штаба. Был заместителем начальника штаба войск ПВО по боевому управлению. С 1983 года генерал-майор авиации Черненко - в запасе. Живёт в Москве.(из книги Сорокиной Марии "ГЕРОИ ПОБЕДЫ')